13 мая 2015 г.

Еврейский квартал и краткая история народа Израиля


    Еврейский город в Праге - место очень колоритное. Здесь, что называется, вершилась история, а дух таинства средневековья витает до сих пор. Я не особо была внимательна к этому кварталу, но год назад напрочь влюбилась в историю еврейского народа, и после этого жадно проглатываю любую информацию, с ним связанную. Это вовсе не помешательство, как может показаться, - просто еврейская история невероятно захватывающая - эти люди всегда подвергались тяжелым испытаниям (да и чего таить, до сих пор несут на себе бремя человеческой нетерпимости), они положили начало двум мировым религиям и, несмотря на разбросанность по миру, остаются единым сплоченным народом. Я хочу знать больше о них, хочу понять, как им удается оставаться собой в мире, который не так толерантен, как должно было быть. А заодно рассказать вам, кто такие евреи, какую роль в их истории сыграли Ной, Моисей, Иисус, чем они заслужили нелюбовь к себе и каков в Праге Еврейский город. Вам советую читать сей пост как сказку, не углубляясь в нюансы. Ведь тема религии для кого-то очень личная. Сразу оговорюсь, что меня нельзя назвать верующим человеком, да и по рождению я - буддистка. Мне больше интересна хронология событий и культовые личности, чьи имена мы слышим в течение жизни. В Книге Бытия, которая повествует о происхождении нашего мира, есть несколько главных героев и значимых событий. Я их сокращу, опишу, не вдаваясь в подробности, иначе мой пост будет похож на целый экскурс по Библии :) 
Итак, поехали!

      
Все мы знаем, что Б-г создал мир за 7 дней, а первой человеческой парой являются Адам и Ева. Вкусив запретный плод - злосчастное яблоко, они были изгнаны из рая. Их дети - Каин и Авель - связаны с первым страшным убийством в истории. Каин был холодным и равнодушным, Авель же воплощал собой доброту и благородство. Деяние Каина (убийство брата) стало основополагающим в описании его натуры и последующего поколения, что от него произошло. Это были злые, жестокие и алчные люди, не признававшие существование Б-жьей силы. После смерти Авеля Б-г послал Адаму и Еве другого сына. Это был Сиф - впоследствие, прородитель благочестивых и добрых людей. 

Со временем поколения Каина и Сифа стали смешиваться путем брачных отношений, что в итоге привело к абсолютному безразличию к Б-гу и неправедному образу жизни. Один лишь человек оставался чистым и верующим - Ной. У Ноя было 3 сына - Хам, Сим и Иафат. Как нам уже известно, все они спаслись во время потопа, посланного Б-гом, на Ноевом ковчеге, с "каждой тварью по паре", в конце концов приткнувшись к горе Арарат. Потоп Б-г, кстати, задумал именно из-за испорченности людей. Решил таким образом отчистить землю от всех недостойных. 

Начался новый период. Каждый сын Ноя стал "проотцом" для других поколений. А в родовой линии Сима был такой же праведный, подобно Ною, человек - Авраам. Б-г наградил его с женой Сарой сыном Ицхаком (Исааком), у которого в свою очередь были  дети - Иаков (прозвище "Исраель") и Исмаил (внебрачный сын, рожденный от рабыни). От Иакова произошли евреи, а от Исмаила - палестницы (возможно, сегодняшние конфликты имеют отголоски прошлого, ведь палестинцы считают истинным проотцом Исмаила, с чем евреи не мирятся). Иаков стал отцом 12 сыновей, которые продолжили свой род, образовав таким образом 12 племен, - их называют "12 колен израильских", которые в последующем объединились и образовали свое государство. Но это случилось чуть позже, а пока они бродили по землям Ближнего Востока. И голод их привел в Египет, где они попали в рабство.


Освободить еврейский народ от рабства было суждено Моисею - может, вы смотрели и помните мультфильм "Принц Египта"? Там в самом деле очень все правдоподобно описывается :) Б-г явился Моисею и поручил ему миссию - вызволить евреев из Египта. Фараон с этим мириться не хотел. Он отказался их отпускать, тем самым нагнав на себя и свои владения беды - "десять казней египетских". Вода превращалась в кровь, гадкие насекомые заполоняли город, в семьях умирали первенцы - только после этого десятого страшного наказания Моисею удалось вывести свой народ. Кстати, евреев эти наказания не касались - они помечали свои дома кровью ягненка и Б-г, видя такую отметку, проходил мимо. С этими событиями связана еврейская Пасха - "Пасха" и означает "прохождение" - она символизирует Исход евреей из Египта. Во время странствий Б-г явился Моисею еще раз и передал ему каменные доски, на которых были высечены 10 заповедей - они впоследствие стали основой для иудаизма, а затем на них "вырастают" христианство и ислам. По предании заповедей Б-г заключил договор с евреями - он становится для них Б-гом, а они - его Б-жьим народом, народом святым .

(статуя Моисея в Праге)

Однако, люди заповеди не соблюдали, потому-то Б-г их наказал 40-летними странствиями (хотя Израиль с Египтом соседи, гляньте на карту мира :). Когда поколение переродилось полностью, евреи пришли к земле Ханаан, а предки 12-израильских племен объединились в одно государство, во главе которого стоял царь. Самыми значимыми в истории были царь Давид и царь Соломон. Своим городом Давид выбрал Иерусалим, а следующий царь Соломон построил там храм для прославления единого Б-га. Этот храм играл и играет до сих пор очень важную роль в жизни израильтян. Он для них священен, и даже на свадьбах по сей день совершается ритуал, связанный с ним. За всю историю храм разрушался дважды. После первого раза его восстановили, а после второго разрушения осталась только одна часть стены - она и является сейчас "Стеной плача", одним из самых популярных мест для паломничества.

(На еврейских свадьбах, к слову, молодожены должны разбить тарелку, что символизирует разрушение храма - таким образом, они показывают, что помнят это печальное событие, несмотря на свою радость.)

Последующие события я немного опущу, переходя сразу к, пожалуй, самой известной личности за всю историю человечества - Иисусу Христосу. Был ли он реальной личностью или образом вымышленным - я не знаю, что, впрочем, касается всех выше упомянутых мною имен. Книжным  и другим информационным источникам доверять трудно, тем более зачастую сведения в онных значительно разнятся. Однако, личность Иисуса всколыхнула весь мир сотни лет назад и продолжает волновать многих по сей день. По каким же причинам?

Все евреи ждут появления Мессии, Спасителя - по Б-жьим преданиям Мессия установит вечный мир на земле. Люди, которые приняли Иисуса за Мессию, сейчас являются последователями христианства, но евреи с этим не соглашаются. Ведь мира на земле как не было, так и нет, беды не перестают настигать людей, да и в рождении так называемого Спасителя есть нестыковки с Торой (еврейской Библией). В Торе, собственно, вообще не упоминается некто Иисус Христос. Есть герой Иешуа, которого принимают за того самого Иисуса из Назарета, но он не имел прямого отношения к Б-гу и Мессии.

Собственно, на этом и вырастала неприязнь к евреям. Евреи по преданиям являются богоизбранным народом, который наиболее благочестив и который способен подарить миру Спасителя, взявшего бы на себя все грехи человечества, тем самым даруя людям возможность спасения и вечной жизни. Такая оказанная честь, согласитесь, вызывает зависть и некое недоверие со стороны остальных, а евреи в свою очередь этим очень гордятся. Другая причина - еврейская гигиена. Когда чума поражала целые семьи и кланы, жертв среди евреев было очень мало. Причиной тому - соблюдаемая евреями личная гигиена. Но остальной люд считал иначе - одни говорили, что они промышляют колдовством, другие - что евреи подсыпают яд в воду, отравляя население. В-третьих, евреям, согласно своей вере, не воспрещалось заниматься ростовщичеством - они прекрасно обращались с деньгами, основав даже первую банковскую систему, что было заказано христианам. Оттого отношение к евреям было двояким: короли берегли на случай, если им понадобится кредит, а простой люд ненавидел - ведь не отдавая долги евреям, они платили слишком высокую цену. Поговаривают, что евреи отбирали у них детей, обращая их в иудаизм или вовсе продавая. Евреи всегда отличались смышленностью и хитростью, они преуспевали во многих сферах, тем самым порождая всеобъемлющую ненависть к себе, которая впоследствие вылилась в Холокост - самое страшное событие для еврейского народа. Но несмотря на ужасы, которые охватывали этот народ, они всегда оставались и остаются до сих пор очень сплоченным и единым народом. Оказавшись в чужом городе, еврей за помощью всегда пойдет к синагоге - там его "братья", говорящие на иврите, где бы они ни находились. 


Во многих европейских городах есть синагоги, возле которых всегда можно встретить милых людей с черной шляпой на голове (штраймл) или кипой. В Праге есть целый Еврейский квартал - Йозефов - здесь евреи живут с 10 века. Квартал вырос из гетто, куда они были заключены. Им полагалось жить отдельно от остальных - такую сильную уж неприязнь они вызывали у людей. Евреи занимались банковским делом и были "золотой жилой" для местных королей, а потому со временем условия их жизни в Праге улучшались. В частности, император Иозеф II издал указ о уравнивании евреев с христианами - этого события евреи ждали долго, и чтобы увековечить имя того, кто этому поспособствовал, еврейский район назвали "Йозефов". В настоящее время Йозефов составляют 6 синагог, еврейское кладбище, музей и еврейская ратуша. Все эти объекты хранят в себе определенную ценность, историческую значимость и память о событиях минувших лет. Так, например, в Пинкасовой синагоге находится самая длинная эпитафия в мире, содержащая имена тех, кто погиб в нацистских концлагерях. Там же можно увидеть рисунки детей, находившихся в условиях страшных пыток. 



Другая синагога - Староновая - является самой старинной в квартале. Это уникальный пример старой готики - совсем отличной от того стиля, в котором мы видим многие кафедральные соборы. Со Староновой синагогой связана, прежде всего, легенда о мистическом существе - Големе. Голема создал с помощью трех стихий самый известный раввин Праги - Леви. Глиняный "человек" призван был охранять гетто от вех бед. Но спустя некоторое время раввин обратным путем разрушил Голема, спрятав останки на крыше синагоги. Туда, собственно, нельзя попасть и по сей день. 

В Майзеловой синагоге находится музей еврейского народа. Во время войны фашисты собирали еврейские реликвии в целях увековечить их как "наследие исчезнувшего народа". Но этому не суждено было сбыться. Сейчас все предметы хранятся в музее. 



Важной и наиболее памятной частью Йозефова является Еврейское кладбище. К сожалению, фотографий сего объекта у меня нет, но пару слов я о нем все же напишу. Кладбище имеет совсем небольшую территорию, так как оно со времен средневековья изначально находилось в еврейском гетто. Хоронить евреев за пределами их квартала было строжайше запрещено, поэтому людям приходилось сооружать могилы поверх других мест захоронения. В некоторых частях кладбища можно сосчитать по 12 слоев могил. Евреи кладбище считают местом не совсем чистым, а посему после его посещения они тщательно моют руки. Находясь даже у ворот кладбища в Праге, можно заметить, как некоторые люди останавливаются, чтобы совершить этот обряд гигиены. 

На территории Еврейского квартала есть также кошерный ресторан "King Solomon". Держу пари, что все когда-то слышали слово "кошерный", но мало кто вдавался в подробности, что же оно значит. Так вот, кошерными называют продукты и напитки, которые можно употреблять евреям. Есть строгие критерии, согласно которым определяется кошерность. В отношении мяса - можно употреблять мясо жвачных животных, которые имеют раздвоенные копыта. К ним относятся - бараны, козы,  овцы, коровы, быки, олени. Из дичи употребляются куры, гуси, утки, индюшки и голуби - то есть не падальщики и не хищники. С рыбами такая история - можно есть тех, у кого есть плавники и чешуя. Все эти виды мяса имеют один общий знаменатель - они должны быть зарезаны особым, предписанным Торой путем, ни в коем случае не забиты насильно! Помимо этого, в тушах этих животных/птиц/рыб есть некоторые запретные части и жилки, которые кошерными не являются. Мясо перед готовкой должно быть тщательно промыто от крови, посолено и замочено. Мясную продукцию нельзя готовить вместе/в одной посуде с молочной и употреблять одновременно. Должно пройти 6 часов, чтобы переключиться с мясного на молочное и наоборот. Процесс изготовления молочных продуктов должен контролироваться доверенным раввина. Вино должно производиться из виноградников возрастом старше 4-х лет, которым при этом раз в 7 лет положено отдыхать :) виноделием занимается исключительно еврей, а если в этом процессе поучаствует некто, евреем не являющийся, напиток тут же становится некошерным! В общем, это все очень сложно, и есть множество нюансов, насчет которых лучше консультироваться с раввином. Но один вывод сделать можно - добросовестная кошерная пища точно полезней, чем то, что ест весь остальной мир! По крайней мере, в соблюдаемой при приготовлении блюда гигиене сомневаться не приходится. 



В общем и в целом, Йозефов - место уникальное, как, собственно, и история народа Израиля. Пожалуй, это единственный народ, вызывающий у меня такой бурный и нескончаемый интерес. Мои вопросы к истории, традициям и образу жизни евреев не кончаются, а потому мне нравится читать и изучать все, что с ними связано. Кстати, пользуясь случаем, не могу не посоветовать отличную книгу в юмористическо-познавательном жанре от автора Эй Джей Джейкобса. Его произведение "Год, прожитый по-библейски" сразило меня наповал слогом, юмором и информативностью. Несмотря на смущающее название, книга смешит до слез и читается очень легко - ведь наш автор (кстати, по совместительсту автор статей в Esquire и New York Times) по происхождению - еврей, по личному восприятию - атеист, по профессии - писатель, специализирующийся на экспериментах, о которых и рассказывает в своих книгах. Надеюсь, заинтересовало :) и это касается не только книги. Буду рада прогуляться с желающими по Еврейскому городу и поговорить обо всем, что Вас интересует!



P.S: хочется верить, что мое изложение не показалось нудным :) буду рада комментариям! 

1 комментарий:

  1. Что ни говори, а история у еврейского народа на редкость сложная и многострадальная. Неудивительно, что у Вас она вызывает такой громадный интерес. И мне действительно очень обидно, что даже сейчас существует нетерпимость к этим людям. Помню, в детстве мне говорили, что их, мол, ненавидят из зависти к их высокому интеллекту (посмотрите, сколько знаменитых ученых и писателей были евреями) и удивительной способности выживать даже в самых нечеловеческих условиях (Холокост тому пример). И каждый раз, когда я пересматриваю замечательный фильм Спилберга "Список Шиндлера", я невольно ощущаю дрожь по телу и чувствую безмерное уважение к народу, сумевшему сохранить себя и свою культуру даже после таких страшных потрясений.

    ОтветитьУдалить