2 мая 2015 г.

Вышеградский холм

     


     Есть в Праге место, к которому я отношусь с неподдельным трепетом. Не могу назвать его популярным туристическим объектом относительно, например, Пражского Града, но оно, однозначно, притягивает к себе немало внимания. 
Имя ему - Вышеград. 

    Вышеград является целым комплексом, состоящим из парка, виноградных насаждений, крепости, собора и множества других построек. Эта крепость - самая старинная в Праге, и именно с нее началось строительство чешской столицы. Здесь, на Вышеграде, была построена первая королевская резиденция, возведен Собор, подчиняющийся напрямую Ватикану, и, помимо этих исторически значимых событий, Вышеград по праву можно назвать хранителем множества легенд и мистических историй!


     Моя любовь к Вышеграду объясняется еще и тем, что там расположено несколько смотровых площадок, откуда открываются превосходные виды на город. Такую панораму вы не увидите нигде больше, поэтому посетить Вышеград только ради этого - бесценно.

     Особенно мне нравится вид на причал. Увы, я не видела на "большой воде" - морях и океанах - причалы, усеянные шпилями белых яхт, но фотографии с такими видами меня приводят в восторг. Я мечтаю о путешествии в Португалию, жажду увидеть океан и запечатлеть разнообразие пришвартованных яхт, вокруг которых летают белые чайки. Но пока я в Праге, я часто наведываюсь на Вышеград, чтобы полюбоваться нашим "недопортом" :) 






     С обратной стороны комплекса открывается вид на Нусельский мост - самый протяженный и высокий мост Праги. В народе его называют "мостом самоубийц" - в год около 47 отчаянных людей решаются спрыгнуть с моста вниз. На мой взгляд, цифра невероятно велика! Не сказала бы о чехах, что они - депрессивная нация, даже наоборот - относятся ко всему легко и беззаботно. Но, судя по статистике, проблемы всё же есть, и для многих они кажутся нерешаемыми. 



Немного левей моста можно увидеть громоздкое здание из темного кирпича - это роддом. Рождаемость в Чехии снижается из года в год, а численность населения увеличивается только за счет мигрантов из близлежащих стран. Я часто замечаю, что семья - совсем не в приоритете у чехов. Большинство молодых людей и девушек стремятся сделать карьеру, самореализоваться. Для них 25 лет - не возраст, многие из них к этому периоду только приходят к тому, чем они хотят заниматься, а потому о создании семьи не может быть и речи. Как говорят аналитики, женщины рожают только к 30 годам, в среднем. В Европе это совершенно нормально, но я, воспитанная в постсоветской стране, отношусь к этим стандартам с легким недоумением :) 

Кстати, говоря о родах, сейчас появилась тенденция рожать заграницей. Но в Чехии вы не получите никаких привилегий - к сожалению для нас, но к лучшему для чехов - гражданство страны возможно получить только "по крови" - то есть один из родителей обязательно должен быть чехом/чешкой. Не предусмотрено в местных законах гражданство "по земле" в отличие от США, например. Как мне кажется, это вполне разумно, раздавать гражданство направо и налево - расточительство :) а как Вы считаете?


Возвращаясь все же к исторической составляющей - Вышеград окружен крепостью, построенной еще в далеком 10 веке и имеющей даже подземные ходы. Именно в тот период здесь восседал первый чешский король. Каждый последующий правитель привносил в резиденцию какие-то новшества: таким образом была построена ротонда Святого Мартина - одна из трех оставшихся ротонд в Праге. 





Такие сооружения воздвигались во времена, когда романскому стилю не было равных! Это только потом появилась готика, а пока обходились более скромными сооружениями. Несмотря на ранний период постройки этой ротонды, прочности ее могут позавидовать многие современные объекты. Вот уже 10 веков - только представьте, тысячу лет (!) - она воплощает дух Средневековья на Вышеграде! Ротонды, характерной чертой которых была их круглая форма, выполняли роль храмов, мавзолеев и базилик. Для создания хорошей акустики прибегали к такой хитрости: в стены закладывали бутылки горлышком внутрь ротонды - что лишний раз подтверждает выражение "все гениальное - просто!" 

Двигаясь дальше от Ротонды к Собору, можно останавливаться на каждом шагу и рассказывать легенды, связанные с Вышеградом. Одну из них расскажу здесь:

Жил-да-был священник, страстно любивший азартные игры. Только вот совсем ему не везло - проигрывал безбожно. Однажды совсем он впал в отчаяние, как вдруг появился черт! Хитрый черт предложил священнику сделку: он будет выполнять любые его желания, а в расплату за это тот отдаст ему душу. Деваться было некуда и сделка состоялась. Черт не обманул - выполнял любую прихоть священнослужителя, в том числе и обеспечивал успех в картах. Однако, со временем осознавший свою глупость старик стал думать, как же избавиться от черта, сохранив свою душу. Сам выхода найти не смог, а потому решил покаяться покровителю Храма, где он служил. Покровитель - Святой Петр - его внимательно выслушал, отпустил его грехи и подсказал загадать чёрту что-то, чего он не сможет исполнить. Например, принести из Рима колонну, что в храме стоит, до того, как закончится на Вышеграде месса. Так и поступили. Черт лишь рассмеялся, услышав задание, - тут же полетел в Рим, намеревавшись вернуться гораздо раньше окончания служения. Но путь оказался не таким легким, как он думал. Решив сэкономить время, он схватил первую попавшуюся колонну в Венеции и рванул обратно! Святой Петр, наблюдавший за ним все это время, тоже "вставлял палки в колеса" - 3 раза швырял с чертовых плеч колонну в воду, вследствие чего она раскололась на 3 части. Черт же не унывал, доставал колонну из пучины воды и летел дальше. Только он добрался до Вышеграда, как услышал, что месса уже закончилась. Разгневавшись, он бросил куски колонны сверху на Храм и убёг в ад. Сделка оборвалась, "наши" победили :) 


     Вот эти "легендарные" 3 части чертовой колонны - и хотите, верьте, хотите, не верьте - а откуда они взялись на Вышеграде никто сказать не может! Более того, их однажды нашли в Соборе с проломленной крышей, а позже перенесли в парковую зону. Говорят, они даже пахнут серой, прям как в аду, но я подтвердить этого не могу :)

     "Легендарный" Храм - он же Вышеградский Собор - он же Собор Святого Петра и Павла - находится совсем неподалеку. Каждый час звонят его колокола и проигрываются 3 мелодии - звучит немного жутковато, учитывая то, что у его подножья находится кладбище.





     Упомянутое кладбище тоже туристы не обходят стороной - в ином случае это может показаться странным, но здесь - объяснимый интерес. На Вышеградском кладбище похоронены выдающиеся представители чешского народа: деятели искусства, культуры, политики, люди с богатой родословной и т.д. Главным мемориальным комплексом кладбища является усыпальница "Славин", куда приданы основатели чешской интеллигенции и ученые. 

     "Славин" представляет из себя каменный монумент, на вершине которого находится ангел, воплощающий Гения Отчизны (на фото справа). Имена людей, которые погребены в этом саркофаге, можно прочесть на мемориальных табличках. 


Наверно, по причине находящего кладбища на Вышеграде всегда тихо и умиротворенно. Нет суеты и шума вокруг - только спокойная атмосфера и размеренный ритм. Побыть наедине с мыслями, почтать книгу, провести время с любимым человеком, прогуляться с семьей - нет более подходящего места для этих целей, чем Вышеград.




Нагулявшись вдоволь, можно спуститься по лестнице вниз к набережной и продолжить прогулку (как делаю я). Окрестности внизу тоже впечатляют своими видами и архитектурой. Но об этом в следующем посту :)





3 комментария:

  1. Татьяна, Вы меня, признаться, сильно насторожили и даже напугали, потому что я регулярно захожу в этот блог, но обновлений давно не наблюдал) Потому подумал, что Вы решили прекратить начатое Вами благородное дело и оставить меня без своих шикарных информативных гид-постов о столице чешской)

    И вот захожу и что же вижу? Новый пост! Урааа!!! Как всегда, позитивный, интересно и живо написанный и познавательный! Очень понравилась легенда про "чертовы" колонны и Вышеградский Собор (я, кажется, упоминал уже, что неравнодушен к европейской средневековой архитектуре, все эти готические сооружения приводят меня в неописуемый восторг!). Фотографии будто из дорогого альбома - красивые и дающие исчерпывающее представление об описываемом месте.

    И напоследок: я полностью разделяю Вашу точку зрения относительно гражданства - незачем попусту раздавать его кому попало)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Ах, спасибо, что до сих пор (!) читаете и следите за обновлениями, коих и в самом деле за последний месяц почти не было. Дело в том, что я нахожусь в России и меня захлестнули здешние дела и обстоятельства) на блог времени совсем не остается, а писать о Праге урывками не хочется. Вот буквально пару дней назад удалось выкроить несколько часов, и я тут же вернулась к недописанным постам)

      Благодарю Вас за то, что даете мне знать, какие впечатления оставляет моя писанина) Мне кажется, Вы - единственный, кто сюда заглядывает. Поэтому я рада комментариям и замечаниям! Отдельное спасибо за оценку фотографий.

      Постараюсь впредь писать всё же чаще)

      Удалить
  2. Да, пишите почаще! Я ведь до сих пор жду "вкусного" объемного поста)

    Жду обновлений)

    ОтветитьУдалить